11 мая
"Почему чтение полезно для мозга"
Учитель истории Тамара Эйдельман – о том, как говорить с детьми о войне.
Учитель истории Тамара Эйдельман – о том, как говорить с детьми о войне.
4 мая
Хорошая статья о том, "Что умение читать не равно умению понимать"
25 апреля
Дорогие родители!
Дорогие родители!
Серия заданий по литературному чтению в Яндекс.Учебнике, которые сейчас получают дети, направлены на выявление уровня сформированности читательской грамотности. Я уже говорила ранее, еще раз повторю, что читательская грамотность – это КАЧЕСТВО ПОНИМАНИЯ текстов. Задания в Яндекс.Учебнике, которые я рекомендую, как раз направлены на то, чтобы выявить уровень читательской грамотности. И, если вы, дорогие родители, во время выполнения этого задания продолжаете читать (разжевывать) текст в этом задании, вы делаете медвежью услугу своему ребенку. И благодарю тех, у кого это не так! Но даже на примере процесса чтения детьми моего обращения в блоге, я делаю выводы, что не каждый ребёнок может успешно справиться с инструкцией размером с "Время чтения: 2 минуты". Некоторые дети садятся для занятий онлайн с учителем, так и не поняв инструкцию "Что я делаю сегодня" ("не открыл", "не читал", "читал, но не понял", "мама читала мне вместо меня", "мама не напомнила, что мне надо прочитать", "потом пойму", "мама разберётся и скажет, что делать"...) Абсолютно уверена, что среди детей нашего класса есть такие, кто не попал ни в одну реплику. Но если вы узнали себя или своего ребенка в этих фразах, надо быстро что-то делать (хотя уже поздновато).
В школе я уделяла достаточно внимания и времени заданиям, упражнениям, направленным на развитие навыков функционального чтения:
- учились понимать, что информацию можно взять из разных источников;
- разбирались с тем, что не всякая информация может быть достоверной;
- работали с разными видами текстов, учились извлекать информацию, анализировать, обобщать, представлять в кратком виде;
- тренировались понимать самые сложные тексты (научно-популярные, тексты-инструкции).
Как вы понимаете, развитие навыков функционального чтения происходит не только на уроке литературного чтения: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ...
Про беду с функциональным чтением у российских подростков и взрослых (!) говорят везде. Даже министр просвещения бьет тревогу, что четверть взрослого (!) населения страны смотрит в книгу, а видит, простите, фигу. Уже из каждого утюга вы слышите совет о том, что детям надо как можно больше читать вслух.
В школе я уделяла достаточно внимания и времени заданиям, упражнениям, направленным на развитие навыков функционального чтения:
- учились понимать, что информацию можно взять из разных источников;
- разбирались с тем, что не всякая информация может быть достоверной;
- работали с разными видами текстов, учились извлекать информацию, анализировать, обобщать, представлять в кратком виде;
- тренировались понимать самые сложные тексты (научно-популярные, тексты-инструкции).
Как вы понимаете, развитие навыков функционального чтения происходит не только на уроке литературного чтения: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ...
Про беду с функциональным чтением у российских подростков и взрослых (!) говорят везде. Даже министр просвещения бьет тревогу, что четверть взрослого (!) населения страны смотрит в книгу, а видит, простите, фигу. Уже из каждого утюга вы слышите совет о том, что детям надо как можно больше читать вслух.
Лично я вас просила (вспоминайте): "Не читайте взрослые ни текст задачи, ни задание упражнения!!!!!" Почему? Потому что навыки функционального чтения у детей надо развивать с самого начала обучения (а лучше – с раннего возраста).
"Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни".
Психологи из Йельского университета Беннет и Салли Шейвиц предложили модель трёх систем чтения в мозге:
🕮 теменно-височная (фокусируется на анализе и понимании слов);
🕮 затылочно-височная (отвечает за быстрое визуальное распознавание слов целиком и перевод букв в соответствующие звуки);
🕮 передняя, включающая в себя зону Брока (играет важную роль в анализе синтаксиса и артикуляции, а также регулирует чтение про себя).
Если суммировать, то чтение развивает речевые функции, и через них – все остальные: мышление, внимание, память, восприятие, творчество, воображение. Когнитивные функции человека тесно связаны, поэтому, улучшая что-то одно (а чтение – это, по сути, пропускной канал для большинства символической информации), можно увидеть подвижки в остальных сферах.
Для родителей, которые не боятся "много букв", которые не занимают позицию "я и так всё это знаю" и готовы вникнуть глубже в процессы по формированию функционального чтения:
Почему чтение – это такая ценность, особенно в нашей культуре? Первые ассоциации – образованность, знания, глубина мышления. Информация через буквы поступает медленнее, чем через картинки, и требует большего сосредоточения. Но и богатство смыслов через них открывается неизмеримо большее. И важно научить детей эти смыслы открывать! Тогда и только тогда человек будет успешным в любой сфере деятельности.
Флешмоб для родителей
"Откуда берутся хорошие дети?"
Итак, предлагаю прочитать книгу Симона Соловейчика "Педагогика для всех" и в комментариях написать цитату/мысль/фразу/словосочетание из этой книги, которая вас больше всего тронула. И начну я с себя (см комментарии).
Прочитайте статью "Как научить ребенка иметь и высказывать своё мнение", а затем спросите себя: может ли ваш ребенок свободно и открыто выразить свое мнение, не боясь, что его накажут, обзовут или высмеют?
Контролируем, чтобы не впасть в крайность.
Мы не можем повлиять на мировую экономику и распространение коронавируса, зато в состоянии сделать спокойнее и устойчивее хотя бы... свой распорядок дня!
Зарядиться позитивом и набраться ресурса поможет «Антивирусная зарядка».
Не нужно готовиться к лавине информации и сложным объяснениям.
Время просмотра: 2 минуты.
Спасибо за рекомендации.Дышим "по квадрату".И.А
ОтветитьУдалитьКруто! Спасибо! Будьте здоровы!
Удалить"Детного человека легко узнать: дети ему интересны. Для бездетного человека ребенок прежде всего объект воспитания. Протянув ребенку яблоко, такой человек обязательно напомнит: "Ты, кажется, забыл что-то сказать?" Он не получает радости от того, что у ребенка есть вкусное яблоко, его радует только воспитанность, он не знает других отношений с ребенком, кроме воспитательных, и школьнику он умеет задать лишь один вопрос: "Как учишься?"
ОтветитьУдалитьДобрый день. Спасибо за полезные материалы. Книгу еще не читала, уже заинтригована.
ОтветитьУдалитьАнна А.
Когда родители желают счастья ребенку, верят в него – желают не сиюминутного успеха, а именно счастья, и притом большого и долгого, то они заражают ребенка этим стремлением.
ОтветитьУдалитьПожалуй, одна из любимых цитат.
Галина Г.
Спасибо за статью,Елена Анатольевна. Многое для себя отметила.Книгу Соловейчика читала давно,запомнилась фраза:"Всматривайтесь в детей".Сейчас читаю книгу -"Эмоциональный интеллект ребенка" Джона Готтмана, тоже раскрывается тема сотрудничества и умения слышать детей.Советую всем.
ОтветитьУдалитьСмогунова Регина.
Итак, нам нужно заняться тем Идеальным Мальчиком, той Идеальной Девочкой,
ОтветитьУдалитькоторые живут в наших головах. Если уж перевоспитывать кого-нибудь, то сначала их, а не
реальных наших детей. Нужно создать такой образ Ребенка, чтобы из него непротиворечиво
вырастал образ Человека - и сам человек.
Екатерина Черникова
Елена Анатольевна, спасибо за полезную литературу. Книга увлекла с первой страницы... Понравившиеся цитаты напишу чуть позже. Катя Т.
ОтветитьУдалитьНесовершенные, мы все хотим вырастить совершенных детей, а это невозможно. Катя Т.
УдалитьСпасибо за полезную информацию о чтении! Много нового для себя нашли,в том числе и интересные методики, которые будем внедрять))) Катя Т.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Катя, за мысли!
УдалитьДень добрый! Благодарю за интересную книгу! С удовольствием читаю!
ОтветитьУдалить"Но отчего одни дети и подростки, имея свободу, раскованны, а другие распущенны?
Разница в том, как пришла к ним свобода. К ответственности ведет не та свобода, что дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием. Ребенка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы, самоосвобождение. Достичь подлинной самостоятельности можно только самоосвобождением. Ребенок и на свет появляется сам - самоосвобождением"
Светлана М.
Спасибо, Света!
УдалитьДоброе утро, Елена Анатольевна.Спасибо, за интересную книгу. Читаю. Позже напишу отзыв
ОтветитьУдалить"Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счет?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков.
ОтветитьУдалить…А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна. Человек живет не в диапазоне между дозволенным и недозволенным, а бесконечно свободно, но с твердым основанием нравственности.
…Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания".
" Из многих и многих воспитательных мер я не знаю более сильной, более значительной по влиянию на судьбу, чем радость родных, когда человек входит в свой дом. Все дети,видимо, делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают безразлично, хмуро, сердито. С выговорами и нотациями.
Так просто!Когда сын, сколько бы ему ни было,выходит из дома, мама каждый раз ( и даже, если у неё гости) провожает его и всегда повторяет:"Осторожнее на улице!", а когда хлопнет дверь - сын вернулся, мама встречает его ( даже если у неё сто гостей!) встречает с радостью!"
Благодарю за книгу, Елена Анатольевна!
Татьяна М.